Фрагмент для ознакомления
1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГИПОТРОФИИ У ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Этиология, патогенез и основные клинические проявления заболевания 6
1.2. Диагностика и лечение заболевания 9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ЛЕЧЕНИЮ ГИПОТРОФИИ У ДЕТЕЙ 15
2. 1. Распространенность, клиническая характеристика гипотрофии и деятельность медицинского персонала по данным госпитализации детей грудного возраста в ГБУЗ «ДГКБ им. З. А. Башляевой ДЗМ» 15
2. 2. Программы диетической коррекции гипотрофии различной степени 18
2. 3. Рекомендации по профилактике гипотрофии 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Вопросы снижения заболеваемости и смертности детей являются важнейшими для педиатрии, особое значение в этой связи занимает проблема ведения детей с нарушениями питания. Наиболее распространенной формой таких нарушений является гипотрофия -хроническое расстройство питания с дефицитом массы тела относительно роста, обусловленное недостаточным поступлением в организм питательных веществ или нарушением их метаболизма.
В большинстве случаев заболевание может привести к снижению иммунитета, задержке психоневрологического и физического развития.
Профилактическое направление характеризует всю медицину, оно должно быть основной деятельностью каждого детского врача и медсестры. Важной составляющей охраны здоровья детей является профилактика. Она заключается в воспитании здорового ребенка и предупреждении у него возможных заболеваний и нарушений развития. Большое значение имеет первичная профилактика - комплекс медико-психолого-педагогических и правовых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья путем ликвидации или снижения влияния управляемых неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды.
Укрепление здоровья и предотвращение плохого здоровья описываются как ключевые области деятельности медсестер. Медсестры как медицинские работники играют важную роль в предотвращении гипотрофии у детей, предоставляя родителям пациентов информацию на основе клинического опыта, фактических данных и междисциплинарных знаний.
Гипотеза исследования.
Гипотрофия у детей раннего возраста ассоциируется с блоком патологических изменений, который составляют задержка психомоторного развития, анемия, рахит, снижение общей резистентности организма, нарушение переваривания в кишечнике.
Объект работы - сестринский уход за пациентами с гипотрофией.
Предмет - роль медицинской сестры в профилактике и лечении гипотрофии у детей грудного возраста.
База исследования: ГБУЗ «ДГКБ им. З. А. Башляевой ДЗМ».
Цель работы - рассмотреть деятельность медицинской сестры (медицинского брата) при лечении и профилактике гипотрофии у детей грудного возраста.
Задачи работы:
- рассмотреть этиологию, патогенез и основные клинические проявления заболевания;
- изучить методы диагностики и лечения заболевания;
- выявить распространенность, определить клиническую характеристику гипотрофии и рассмотреть деятельность медицинского персонала по данным госпитализации детей грудного возраста в ГБУЗ «ДГКБ им. З. А. Башляевой ДЗМ»;
- проанализировать программы диетической коррекции гипотрофии различной степени;
- предоставить рекомендации по профилактике гипотрофии.
Теоретическая значимость работы: углубление и расширение теоретических аспектов профессиональной деятельности медицинской сестры в профилактике гипотрофии у детей раннего возраста.
Практическая значимость работы. С учетом выявленных клинико-метаболических особенностей, необходимо рассматривать гипотрофию как состояние, ассоциированное с комплексом патологических проявлений (анемия, рахит, задержка психомоторного развития, снижение общей резистентности организма, нарушение переваривания в кишечнике).
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников и нормативных документов по данному вопросу.
2. Анализ полученных данных с целью изучения сестринского процесса и вмешательств за пациентами с гипотрофией.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГИПОТРОФИИ У ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Этиология, патогенез и основные клинические проявления заболевания
«Гипотрофия – это дефицит массы тела, который обусловлен нарушением либо некачественным поступлением питательных веществ в организм плода (ребенка). В педиатрии данную патологию рассматривают как вид дистрофии» [4, С. 35].
Наиболее часто гипотрофия диагностируется в период внутриутробного развития и в первые три года жизни. Распространенность болезни в разных странах мира колеблется от 2 до 30% – многое зависит от социальных и экономических условий.
«Диагноз гипотрофии ставят, если отставание в массе более чем 10% по сравнению с установленной возрастной нормой. Заболевание нельзя назвать безобидным – оно чревато нарушениями обменных процессов, отставанием в речевом и психомоторном развитии, снижением иммунитета» [4, С. 36].
По выраженности нехватки массы тела выделяют три степени гипотрофии у новорожденных и детей раннего возраста:
I (легкая). Гипотрофия 1 степени у новорожденных характеризуется отставанием в весе от 10 до 20% (если сравнивать с возрастной нормой).
II (средняя). При гипотрофии 2 степени у детей дефицит массы тела составляет 20-30%, рост – на 2-3 см меньше нормы.
III (тяжелая). При врожденной гипотрофии 3 степени у новорожденных вес снижен на 30%. Наблюдается значительное отставание в росте.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агкацева, С. А. Сестринские манипуляции / С.А. Агкацева. - М.: Медицина, 2020. - 560 c.
2. Беляева, Л. М. Педиатрия. Курс лекций / Л.М. Беляева. - М.: Медицинская литература, 2018. - 568 c.
3. Караханян К. Г. Анатомия и физиология человека. Сборник ситуационных задач: уч. пособ. для СПО / К.Г. Караханян. - 2-е изд., стер. – СПб: Лань, 2021. – 72 с.
4. Комарова О.Н. Недостаточность питания у детей раннего возраста: патогенез, диагностика, диетологическая коррекция / О. Н. Комарова // Лечащий врач. -2019. -№ 9. -С. 35–39.
5. Недостаточность питания в детском возрасте: насколько обоснованы бывают наши сомнения? / С.Н. Борзакова // Практика педиатра. -2022. -№ 1. -С. 3–7.
6. Мазурин А. В. Общий уход за детьми. Учебное пособие / А.В. Мазурин, А.М. Запруднов, К.И. Григорьев. - М.: Медицина, 2017. - 192 c.
7. Морозова Г. И. Основы сестринского дела. Ситуационные задачи. Учебное пособие / Г.И. Морозова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 240 c.
8. Мурашко В. В. Общий уход за больными. Учебное пособие / В.В. Мурашко, Е.Г. Шуганов, А.В. Панченко. - М.: Медицина, 2019. - 224 c.
9. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: ч.I. Ч. II. Ч. III.: учеб. пособие по спец. 34.02.01 «Сестр. дело». – 3-е изд. / Т. П. Обуховец. – Ростов н/д: Феникс, 2021. – 938 с.
10. Островская И. В. Основы сестринского дела / И.В. Островская, Н.В. Широкова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 320 c.
11. Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации: методические рекомендации / под ред. А.А. Баранова, В.А. Тутельян. -М.: НМИЦ здоровья детей Минздрава России, 2019. – 112 с.
12. Соколова Н. Г. Сестринское дело в педиатрии. Практикум / Н. Г. Соколова. - М.: Феникс, 2022. - 788 c.
13. Хакимов Ш.К. Зависимость развития гипотрофии у детей первого года жизни от патологий во время беременности и осложнений в родах их матерей / Ш. К. Хакимов // Здравоохранение Кыргызстана. -2021. - № 1. - C. 98-102.
14. Яромич, И. В. Сестринское дело и манипуляционная техника / И.В. Яромич. - М.: Вышэйшая школа, 2019. - 528 c.